Задать вопрос

Как создавать необычные светильники и можно ли на этом заработать

04.06.2025

Томич увлекся созданием светильников из необычных, на его взгляд, предметов. Что из этого вышло и можно ли монетизировать такое хобби?

Примерно десять лет назад Пётр Слепков увлекся созданием светильников из необычных, на его взгляд, предметов. Дневная работа, наполненная руководством, перепиской и звонками, требовала значительных умственных усилий. Вечером же возникала потребность переключиться, дать отдых голове. По словам Петра, идеальным решением оказался ручной труд.

Инженер по образованию, Пётр долгое время работал в рекламе, придумывал и продюсировал известные в Томске рекламные ролики для радио, а после поменял сферу деятельности и постепенно стал руководителем крупного мукомольного завода в Кузбассе. Сейчас Пётр занимается своими проектами.

Пётр Слепков Пётр Слепков

Идеи создавать именно светильники у героя никогда не было, но еще в студенчестве ему попалась небольшая, изданная в ГДР, книга «Искусство освещать помещения». В ней он впервые увидел десятки схем и иллюстраций о том, как с помощью правильно подобранного света сделать помещение уютным и красивым.

— Она меня настолько зацепила, что я понял: теперь в моем доме вряд ли будет существовать какое-либо центральное освещение. А если будет, то очень функциональное и креативное. Сейчас у меня дома, наверное, около ста источников света, то есть дом залит светом: свет идет от пола, от полотка, формируется прожекторами, подсвечивая на стенах фотографии и картины. Свет меняется с дневного на вечерний, с нижнего на верхний, — рассказывает Пётр.

Он постоянно подмечает вокруг себя интересные предметы, которые хотелось бы творчески переосмыслить, придумать им применение. Они и служат материалом для будущих изделий. Например, соседям по даче привезли брус, а от него остались спилы с необычными трещинами и сучками, интересной фактурой, которые можно подчеркнуть при обработке, а потом использовать древесину как основу для светильника. На охоте приглянулся березовый сувель (или «древесная кость» — нарост на дереве в форме капли или кольца — прим. ред.), который можно срезать и обработать, потом необычный кожух от теплоизоляции труб — практически готовый плафон для светильника в индустриальном или лофт-стиле.

— Вот, например, остатки железнодорожного фонаря, видите крюк? — Пётр указывает на деталь. — Раньше вагоны обшивали досками и этот крюк втыкали в обшивку, чтобы подвесить фонарь и осветить место ремонта. Это настоящий артефакт, мне осталось лишь подобрать подходящую лампу. Такие вещицы я нахожу в антикварных лавках. Обычно они недорогие. Если попадается что-то интересное, я без раздумий покупаю, зная, что это уже почти готовый светильник, нужно лишь представить подходящую лампу и дождаться недостающей детали для завершения образа.

Есть в мастерской у Петра светильник в ямщицком стиле, который он сделал из старинной конской упряжи. Как говорит сам герой, вещь хранит в себе историю ручного труда неизвестного мастера, а еще тысяч сапог и пыльных дорог. Из березового сувеля после тщательной обработки получился журнальный столик для дома, опорой для столешницы служат ножки от венского стула, из лодки-обласка получились два кресла-лежака для дачи.

— Светильники нетрадиционной формы, пусть эклектичные, но с хорошей фактурой, с какой-то авторской задумкой, — мне показалось, это то, на что можно потратить свое время, — объясняет Пётр.

Некоторые идеи апгрейда светильников родились из любви к томской природе. На прогулках с сыном Пётр собирал полудрагоценные камни, которые изредка попадаются на каменистых россыпях Томи, — сердолики и халцедоны. Для обработки в мастерской появился даже специальный шлифовальный барабан-галтовка — после него камни становятся глянцевыми и более прозрачными.

— Эту сокровищницу я с семьей собрал за 20 лет. Часть камней ушла на светильники, которые сами по себе были абсолютно банальными, но обросли камнями, как ракушечником. На просвет камни раскрывают свою красоту и все выглядит очень даже ничего. Конечно, в мире есть куда более ценные камни. Но эти интересны тем, что они у нас в Томи, — показывает работу хозяин мастерской.

Но не всегда светильники приходится доделывать. Бывает, что вещь интересна и функциональна сама по себе

— Как-то знакомый железнодорожник подвесил на свою будку фантастической красоты фонари для свечей. Это копия европейских светильников, защищенных от ветра и дождя, для суровых условий работы обходчика путей, обычная восковая свеча горит в них 4 часа. Теперь они, обновленные, живут на даче, уют фантастический, — рассказывает Петр.

Мастерская и инструмент

Мастерской Петру служит подземный гараж, такие строились как кооперативные, а сейчас стали своего рода достопримечательностью. В помещении два этажа. В комнате наверху — охотничьи трофеи, двухсотлетний самовар и авангардные постеры на стенах. Внизу — мастерская и хранилище инвентаря для других увлечений — охоты, рыбалки, спорта. Украшает пространство акустическая система. Для нее Пётр сделал специальную панель из шпона яблони, которая улучшает акустику в мастерской. В последние два года хозяин бывает в мастерской почти каждый день — не обязательно занимается светильниками, но чинит сезонные вещи и приводит в порядок коллекцию музыки.

— У меня тут стоит винтажный комплект, играет музыка, работать приятно, к тому же не ловит мобильная связь. Поэтому закатал рукава, надел передник и начал работать в удовольствие, — улыбается Пётр.

Для создания светильников не нужны специальные станки или особый инструмент, достаточно набора обычных ручных и электроинструментов. Мастерская уже имелась, а комплектующие для светильников — провода, диммеры, лампы, интересные металлы, декор и прочее — покупаются под конкретный проект и стоят недорого, поэтому хобби не требует крупных вложений.

Монетизация хобби

Сейчас Пётр Слепков делает светильники по настроению, не потоком — для себя и близкого круга. Воспринимает это как досуг и одну из возможностей для творческой реализации. Пётр может сделать из подручных материалов светильник и это будет уникальная вещь, которая имеет свою цену, но он не умеет продавать. Ему сложно монетизировать свое хобби. Но говорит, если бы появились какие-то заказы со сроками и обязательствами, вполне реально и в удовольствие было бы с ними справиться.


— Увлечение старое, друзья о нем знают, поэтому если появляется новый светильник, кому-то из них, бывает, и уходит. Сейчас я не принимаю заказов: кроме близких, об этом увлечении никто особо не знает, не выкладываю изделия в соцсети. Но будет интересно сделать что-то на заказ, если это окажется востребованным. За годы жизни в Томске у меня появилось много знакомых, которые умеют работать руками и привязаны к профессиям в металло- и деревообработке, окраске, есть промышленный дизайнер. То есть можно создать какой-то новый творческий продукт. Просто я не наводил фокус на это, — говорит Пётр.

Петру нравится идея о том, что вещи, созданные руками, уникальны, поэтому могут остаться для семьи памятью.

— У меня есть иллюзия: когда меня не станет, столик, сделанный мной, будет жить дальше. Возможно, именно его дети оставят себе, потому что папа делал. Это не самоцель, но приятный аспект, поэтому не жалеешь на ручное дело ни времени, ни сил, — объясняет Пётр.

Фото из личного архива героя и Елены Бронниковой 

Теги:
Елена Бронникова
Редакция «Ваши личные финансы»