Задать вопрос

Мошенничество по телефону: популярные сценарии и способы защиты

30.04.2025

Расскажем, как действуют телефонные мошенники и что делать, чтобы не стать их жертвой.

Казалось бы, о мошенничестве сегодня предупреждают буквально из каждого утюга. Однако жертв обмана меньше не становится. В этом обзоре расскажем, как действуют телефонные мошенники и что делать, чтобы не стать их жертвой.

Схем телефонного мошенничества множество, но во всех используется один и тот же метод — социальная инженерия, то есть манипулирование человеком с целью получения от него денег или данных, которые помогут мошенникам эти деньги украсть.

Звонящий представляется сотрудником банка или госучреждения, чтобы вызвать у человека доверие. Погружает его в проблему, пугает страшными последствиями, а потом предлагает «способ решения».

Действуют мошенники напористо, торопят, давят, чтобы жертва не успела опомниться. В состоянии страха и тревоги человек не может мыслить критически и без сомнений выполняет инструкции жулика.

«Служба безопасности банка»

Возможные легенды:

• «С вашей карты прямо сейчас мошенники списывают деньги, сообщите код из СМС для блокировки списания».

• «Ваш онлайн-банк взломали, срочно переведите деньги на безопасный счет, пока мошенники их не вывели».

• «По вашей карте 10 минут назад прошла подозрительная операция, назовите код с обратной стороны карты, чтобы мы ее отменили».

• «От вас поступила заявка на кредит. Вы не подавали? Для отмены назовите код из СМС».

Что делать?

Просто положите трубку:

• Служба безопасности банка не обзванивает клиентов. Даже если номер, с которого поступил звонок, принадлежит банку, это обман — мошенник через специальную программу подменил свой номер номером банка.

• Никаких «безопасных счетов» не существует. Их выдумали жулики.

• Коды из СМС или код с оборота карты спрашивают только мошенники.

«Помоги, срочно нужны деньги»

Возможные легенды:

• «Мама, я попал(а) в аварию, срочно нужны деньги, переведи вот на эту карту».

• «Вашего сына (дочь/внука) забрали в полицию, нужны деньги, чтобы не открыли дело».

Что делать?

Ничего не переводите и не верьте, даже если голос очень похож на голос родного человека — его могли подделать с помощью искусственного интеллекта. Положите трубку, перезвоните тому человеку, от имени которого был звонок, и узнайте, все ли у него в порядке.

«Звонок из полиции»

Возможные легенды:

• «Сотрудник банка передал ваши персональные данные мошенникам, срочно снимайте деньги со счета и переводите на безопасный счет».

• «Мошенник пытается оформить на вас онлайн-кредит, чтобы поймать его, нам нужна ваша помощь, переведу вас на сотрудника банка, чтобы разрешить ситуацию».

• «Вас беспокоят из отдела полиции, капитан Петров. Расследуем дело об утечке данных клиентов банков, ваши данные тоже скорее всего у мошенников. Давайте сверим информацию: назовите ваш банк, номер карты, код с обратной стороны и код из СМС».

Что делать?

Завершить разговор:

• Полиция не звонит гражданам и не просит их помочь поймать преступников,
а также не переключает звонки на другие организации.

• Номера карт и CVV-коды полицейские тоже не запрашивают по телефону.

• Безопасных счетов не существует, а полиция не просит граждан снимать деньги и куда-то их переводить.

• По телефону полицейские не ведут расследования, для допроса, получения показаний от граждан МВД вызывает повесткой в отделение полиции.

• Не верьте, даже если «полицейский» попросит перейти в мессенджер и пришлет вам фото удостоверения — это может быть подделка или украденный документ.

«Звонок из деканата»

Легенда: «Все студенты должны обязательно зарегистрироваться на портале «Современная цифровая образовательная среда», вам нужно войти в личный кабинет на «Госуслугах» и включить демонстрацию экрана».

Что делать?

Положить трубку — мошенник хочет получить данные для входа на «Госуслуги», а затем воспользоваться чужим аккаунтом.

«Перевод по ошибке»

Легенда: «Вам по ошибке только что ушли 50 000 рублей, верните, пожалуйста, на карту...»

Что делать?

Ничего не возвращать! Положите трубку и проверьте, поступила ли сумма на счет. Если да, позвоните в свой банк и попросите отменить операцию и вернуть деньги отправителю. Если поверите и вернете сами, рискуете стать дропом — посредником, которого мошенники используют для перевода украденных ими денег.

«Звонок от сотового оператора»

Возможные легенды:

• «Надо перерегистрировать сим-карту, иначе отключится связь. Продиктуйте код из СМС, иначе вам придется прийти лично в офис».

• «Предлагаем клиентам подключить защиту от спама, для этого пройдите по ссылке и установите приложение».

• «Нужно провести проверку телефонной линии, нажмите комбинацию...»

Что делать?

Положить трубку:

• Сотовые операторы не проводят никакую перерегистрацию сим-карт по телефону.

• Коды из СМС просят только мошенники.

• Приложения и программы на смартфон можно скачивать только из официальных магазинов приложений, но никак не по ссылкам от незнакомых людей. За такими ссылками скрываются вирусы и вредоносные программы.

• Ввод комбинации символов на телефоне под диктовку незнакомца передаст ему контроль над вашим устройством и доступ ко всем данным на нем.

«Звонок из госучреждения»

Возможные легенды:

• «Вам полагается пособие, нужны данные вашей карты для выплаты».

• «По вашему счету проходили сомнительные операции, за это полагается штраф, если оплатите сейчас, счет не заблокируется».

• «Необходим перерасчет вашего трудового стажа, продиктуйте код из СМС для подтверждения записи на прием через «Госуслуги».

Что делать?

Положить трубку:

• Соцфонд, занимающийся пособиями, не спрашивает у граждан данные карт, вся необходимая информация о получателях пособий у госучреждений уже есть.

• При подозрениях на сомнительные операции банк просто блокирует счет, а не назначает штрафы.

• Код из СМС просят мошенники, чтобы сбросить пароль и украсть аккаунт на «Госуслугах».

«Звонок из Центробанка»

Возможные легенды:

• «Ваш личный кабинет в банке N заблокирован из-за подозрений, что через него проходили мошеннические операции. Назовите данные для входа в личный кабинет и код из СМС, чтобы мы восстановили вам доступ».

• «Есть возможность восстановить вашу карту Visa/MasterCard, продиктуйте данные карты».

Что делать?

Положить трубку:

• Центральный банк не отслеживает, что происходит с личными кабинетами клиентов банков и не занимается картами.

• Логин и пароль от личного кабинета в банке запрашивают только мошенники, как и коды из СМС.

Звонок с неизвестного номера

С неизвестного номера поступает звонок и сразу сбрасывается. Если человек перезванивает, со счета мобильного телефона уходят деньги на счет мошенников.

Что делать?

Не перезванивайте по незнакомым номерам.

«Звонок от “Госуслуг”»

Возможные легенды:

• «Нужно пройти идентификацию, чтобы продолжать использовать «Госуслуги», сообщите ваши логин, пароль и код из СМС».

• «Мошенники пытаются поменять в вашем личном кабинете номер телефона, назовите код из СМС, чтобы не дать им украсть ваш аккаунт».

• «Рассчитан налоговый вычет для вас, назовите код из СМС, чтобы получить деньги».

• «Вы неправильно установили самозапрет на кредиты, пройдите по ссылке, чтобы исправить».

Что делать?

Положить трубку:

• Сотрудники «Госуслуг» не звонят гражданам.

• Код из СМС под разными предлогами запрашивают мошенники, чтобы украсть аккаунт на «Госуслугах».

• Налоговый вычет оформляется через ФНС, «Госуслуги» вычетами не занимаются.

• «Госуслуги» не присылают ссылки для исправления ошибок в заявлениях.

«Срок хранения вашего заказа истекает»

Легенда:

«Это из офиса Wildberries, истекает срок хранения вашего заказа, будете продлевать? Сейчас придет код в СМС, продиктуйте и я продлю вам хранение».

Что делать?

Положить трубку:

• Сотрудники ПВЗ Wildberries не обзванивают покупателей, заказы с истекшим сроком хранения возвращаются на склад маркетплейса.

«Служба доставки»

Легенда:

«Для вас доставка, когда вам удобно принять курьера? Назовите код из СМС, чтобы подтвердить время доставки».

Что делать?

Положить трубку: коды из СМС по телефону запрашивают только мошенники.

«Приложите карту для входа»

Легенда:

«Вас беспокоят из вашего банка, скоро приложение перестанет работать, давайте обновим его. После загрузки приложите карту банка к смартфону и введите пин-код — это нужно для авторизации».

Что делать?

Положить трубку:

• Банки не обновляют свои приложения по телефону.

• Если загрузить предложенный файл, на телефон установится программа для считывания банковской карты: как только вы ее приложите к смартфону и введете пин-код, мошенник сделает клон карты и украдет с нее все деньги.

«Звонок из УК»

Легенда:

«Завтра будем менять двери в вашем подъезде, можете заказать бесплатные магнитные ключи, каждой квартире установим свой код от домофона, сообщите код из СМС, чтобы мы заменили старый код в ключе на новый».

Что делать?

Положить трубку:

• Коды из СМС просят только мошенники.

• Никакие СМС-коды фирме, которая ставит домофоны, не требуются для кодировки ключей.

«Звонок из школы»

Легенда:

«Это директор школы, где учится ваш ребенок. Нужно обновить профиль ученика в «Сферуме», предупредите ребенка, что ему позвонят из школы». 

Что делать?

Положить трубку:

• Предупредить ребенка, чтобы не отвечал на звонок и не сообщал никому код из СМС — его будет просить жулик, который позвонит школьнику, это код для сброса пароля на «Госуслугах».

Теги:
Юлия Соловей
Редакция "Ваши личные финансы"